КРУУНУНХАКА -РАЙОН ЧИНОВНИКОВ И СТУДЕНТОВ
На протяжении XIX века вокруг Сенатской площади как административного и apx итектурного центра стали возникать официальные здания и сооружения, формировавшие облик района Круунунхака. Улица Унионинкату, идущая с севера на юг, была соединительной осью построек университета. Помимо главного корпуса и библиотеки вдоль нес располагаются созданные по п po екту Энгеля здания бывшей университетской больницы, напротив православная церковь, освящённая в 1828 г во имя Святой троицы. Здания военно-учебного и исследовательского институтов формируют северную оконечность Круунунхака
Постройки второй половины XIX века отражают период возмужания финской столицы. В архитектуре это период эклектики - неоренессанса, неоготики. Вблизи Сенатской площади размещаются многие государственные учреждения. Здание Сословного сейма (арх.Г.Нюстрем,1891 ) на улице Снеллмана украшено барельефом, изображающим царя Александра 1 в городе Пори, дарующего конституцию Финляндии.
Напротив - главное здание Банка Финляндии (1882 г). Автор, архитектор Л.Бопштедт, известный как строитель дворца З.Юсуиовой в Петербурге. Рядом неличестнеииое здание Государственного архива (арх. Г.Нюстрем, 1890), где под потолком холла парит скульптурное изображение музы истории Клио. В глубине небольшого сквера позади Сената привлекает внимание оформленное в неоготическом стиле здание Ратуши, первоначально предназначенное для проведения дворянских собраний (арх. К.Чивитц.1862). теперь там организуются концерты.
КАУППАТОРИ -РЫНОК У МОРЯ
Торговая площадь - Кауппатори - со стороны моря открыта как театральная сцепа, С севера её пространство ограничено сплошной застройкой зданиями официальных учреждений. Береговая линия, изрезанная маленькими гаванями и причалами, где швартуются суда, необычайно живописна. В часы торговли площадь всегда многолюдна. Здесь торгуют овощами, фруктами, сувенирами, и, конечно, рыбой. Часто - прямо с лодок, причаленных у берега. Эта традиция сохраняется уже несколько столетий, а сама площадь является как бы памятником ранних веков жизни города, когда к морю вели дощатые пристани, а дома на берегу были простыми деревянными лачугами, но также причаливали корабли и лодки, также шла торговля на берегу.
Когда площадь пустеет, можно подробно рассмотреть дома и памятники. В центре площади возвышается гранитный "Обелиск императрицы" - самый первый памятник, возведённый в Хельсинки. Он установлен в честь визита императорской четы: Николая 1 и его жены Александры Федоровны в 1833 г. Об этой же эпохе напоминает замыкающий площадь справа дворец президента страны. Здание построено в начале XIX века (арх П.Гранштед ), но впоследствии перестроено Энгелем (1843) как резиденция императора. В ряд с ними здание верховного суда, посольство Швеции, напоминающее Стокгольмский дворец. Слева анфиладу зданий замыкает здание городской администрации, а дальше начинается парк Эспланады. Открывает его перспективу обнаженная женская фигура, окружённая морскими животными -скульптура-фонтан Хавис Аманда (1908), работы Вилле Вальгрена. Сначала эта скульптура вызывала споры, потом бурное поклонение молодёжи и студентов, которое проявляется особенно во время весеннего праздника "Ваппу" дня Первого мая. Но главное, что фигура женщины, кого-то ждущей у причалов на берегу, как бы олицетворяет душу города Хельсинки - дочери Балтийского моря.
Напротив фонтана-памятника расположился лучший рыбный ресторан, носящий также имя "Хавис Аманда"
КАТАЯНОККА -МОРСКИЕ ВОРОТА ГОРОДА
Находясь совсем близко к центру, полуостров Катаянокка всегда жил своей, особой жизнью, связанной с морем. Всего сто пятьдесят лет назад это был портовый район со складами пеньки, смолы и деревянными домиками. Строительство православного Успенского собора, который возвышается золочёными куполами над всей округой, изменило судьбу Катаянокки. Собор построен в 1868 г по проекту петербургского зодчего. академика архитектуры A . M .Горностаев;!. В шатровом силуэте собора -мотивы старых русских церквей. Монументально оформлен интерьер храма. Свод опирается па четыре огромные гранитные столпа. Роспись иконостаса принадлежит кисти художника Шильцова. Это самый большой православный храм в Западной Европе, любимое место посещения всех туристов. М ногое связывает Катаянокку с русским прошлым; Русские купцы в Хельсинки - Табуновы, Салтыковы, Синебрюховы и др. принимали участие в сборе средств и убранстве собора. Вблизи храма есть дома, принадлежавшие русским купцам: дом Н.Бабулина, ресторан "Белвью", основанный Г.Павловым и сохраняющий русскую кухню.
В начале XX века здесь вырос модный жилой район. Молодые талантливые финские зодчие Э.Сааринсн, ГГйзелиус, АЛиндгрен, СЛиндквист создали туг целые кварталы зданий в стиле модерн.
Если выйти на набережную Северной гавани, то слева на мысу виднеется Казино "Катаянокка", открытое в 1911г для офицеров российского флота, стоявшего в Хельсинки. Интересно зайти в казино, чтобы посмотреть кабинет' К.ГМаннергейма, стилизованный зал - "блиндаж", генеральский зал. А справа открывается величественный и строгий классический ансамбль на фоне моря. Это Морские казармы (архитектор КЛ.Энгель, 1820).
Набережные со стороны Южной гавани занимают пассажирские терминалы, откуда красавцы-лайнеры "Викинг-Лайн" отплывают в дальние страны. Вблизи набережной - кирпичное здание с круглой башней. Это бывшая таможня (архитектор Г.Нюстрсм,1900), а нынче там российские торговые представительства. Почти напротив президентского дворца возвышается белоснежный "кубик" фирмы "Энсо-Гутцейт" (архитектор А. Аалто, 1962)
ПРОГУЛКА ПО ЭСПЛАНАДАМ
На западе к Торговой площади Кауппатори примыкает один из наиболее цельных архитектурных ансамблей города - парк Эспланады, излюбленное место встреч, прогулок, отдыха жителей Хельсинки, и важнейшая коммуникация людей и транспорта, связывающая Южную гавань с проспектом Маннергейма. "Эспы", как их называют горожане, это то же, что Елисейские поля в Париже или Невский проспект в Петербурге - созвездие памятников, кафе, ресторанов, гостиниц.
На ближайшем к Торговой площади краю южной Эспланады среди зелени бульвара расположен застекленный ресторан "Каппели" (архитектор АЛальстрем,18б7), который вместе с музыкальной раковиной-эстрадой сохраняет традиции ресторанной жизни на Эспланадах, особенно в летнюю пору Рядом, на южной стороне - здание с фасадом в духе петербургского ампира. Это "Смольпа" - Парадный зал Государственного совета (К.Л.Энгель 1824), и прошлом резиденция генерал-губернатора, штаб красных сил во время гражданской войны.
11озжс, в 1880-1890 x годах на насыпном грунте Эспланад строили уже величественные многоэтажные здания торговых домов, таких как "Меркурий" (арх. А. Линдквист 1890), "Дом Катана" (арх. Т. Хсйдер, 1890), отель "Кемп", где шумел когда-то популярный ресторан, а сейчас это вновь пятизвездочная гостиница "Кемп". Напротив. на южной Эспланаде в верхнем этаже делового многоэтажного дома один из лучших, но дорогой ресторан "Савой", (архитекторы А.Аалто и Айно Аалто(193 7 ). Для более скромных посетителей на южной Эспланаде всегда открыто кафе "Фонтана".
В западной части, замыкающей Эспланады со стороны пр. Маннергейма, ещё в 1827 г. появилось первое в городе, деревянное здание театра. Сейчас на этом месте стоит Шведский театр, здание которого было
построено петербургским архитектором Н. Бенуа (18б6г). Фасад театра значительно переделан, но красно-золотой зал сохранил облик прежнего времени. Проходя вдоль бульваров Эспланад, можно познакомиться с памятниками, посвящёнными литературе Финляндии. Первый из них -в центре парка - строгий памятник народному поэту Й. JI . P унебергу, выполненный его сыном, скульптором В.Рунебергом (188°)г), Вблизи театра находится памятник поэту Э. Лейно, (ск. ЛЛеппянен,1953г), и скульптура "Сказка и быль" (ск. Г. Финн, 1932г), посвящённая прославленному поэту и сказочнику З. Топелиусу.
<<назад | далее>> |