Своими корнями финская культура уходит в обычаи и верования древних финнов. В дохристианские времена почитались "силы земли" и "духи природы". Существовали десятки языческих богов, наиболее почитаемыми из которых были верховный бог Укко, символизирующий гром и молнию, и его жена - мать природы Рауни. Природа была неотделима от религиозных воззрений. Древние верования сливались с повседневной жизнью, что значительно препятствовало распространению христианства, начавшего проникать в Финляндию как с Запада, так и с Востока в конце первого тысячелетия нашей эры. Постепенно древние, восходящие к природе ритуалы перешли в христианские праздники и дни различных святых.
В 12 - 14 вв. территория Финляндии стала ареной борьбы между Шведским королевством и Новгородским княжеством. В 1323 году был заключен Ореховский мир, согласно которому за Швецией осталась Западная и Южная Финляндия, а большая часть Карелии отошла к Новгороду. Это привело к тому, что формирование национальной финской культуры происходило под сильным влиянием как католической, так и православной церковных культур. Однако, как показывает национальный эпос "Калевала", состоящий из руин, собранных видным финским просветителем Элиасом Ленротом в 20-е - 30-е годы 19 века, несмотря на внешние влияния традиционная культура являлась основным слагаемым в процессе становления национальной культуры. Косвенным свидетельством силы традиционной культуры является то, что доля заимствований в финском языке составляет только 15%.