Древнейшими памятниками финского зодчества являются средневековые замки-крепости, а также деревянные церкви с колокольнями, построенные в ХVIII в. народными мастерами-плотниками. Ценнейшим архитектурным и историческим памятником Финляндии является Кафедральный собор в г.Турку, построенный в конце ХШ в. и ставший главным храмом финской лютеранской церкви.
Виднейшим представителем неоклассицизма в финской архитектуре ХIХ в. был К.Л.Энгель (1778-1840), создатель монументального архитектурного ансамбля вокруг Сенатской площади в Хельсинки, автор проектов многих церквей, усадеб и других зданий.
Для финской архитектуры конца прошлого столетия был характерен стиль национального романтизма, который заимствовал свои идеи из карельского деревянного зодчества, архитектуры средневековых церквей, а также распространенного тогда в Европе стиля "Югенд". Виднейшими представителями этого течения были Элиель Сааринен (1873-1950), Армас Гезеллиус (1874-1916) и Армас Линдгрен (1874-1929), создавшие свое архитектурное бюро и спроектировавшие здание Национального музея в Хельсинки и усадьбы-ателье Виттреск близ Хельсинки. Главным архитектурным сооружением Э.Сааринена в Финляндии считается здание железнодорожного вокзала в Хельсинки, сочетающее в себе черты национального романтизма и классицизма. Позднее по проектам Э.Сааринена было построено большое число зданий в США, куда архитектор переселился в 1923 г. В стиле национального романтизма построено здание Национального театра в Хельсинки (автор проекта - Онни Тарьянне), а также целый ряд других общественных и жилых зданий.
В 1920-е годы преобладающими вновь стали идеалы классицизма и более рациональное стилевое мышление. Наиболее монументальным воплощением этого архитектурного стиля является здание парламента, спроектированное И.С.Сиреном (1889-1961).
С конца 1920-х годов в архитектуре Финляндии стал развиваться функционализм. Всемирно известным представителем этого течения является Алвар Аалто (1898-1976), чей талант проявился во многих областях зодчества: в планировке городских массивов и сельских населенных пунктов, проектах отдельных зданий общественного назначения, в разработке интерьеров и дизайне. За свою жизнь А.Аалто принял участие в 71 конкурсе, и в 27 его проекты получали первую премию. Он является создателем известного дворца "Финляндия" в Хельсинки. В 1943-58 годах А.Аалто был председателем Союза финских архитекторов.
Представителями позднего функционализма в архитектуре Финляндии были Вилье Ревель, Хейкки Сирен и Аулис Блумстедт.
В 1970-е годы в финской архитектуре преобладает конструктивизм, а в 1980-е годы господствующими становятся модернизм и стремление к гармонии с окружающей природной и социальной средой. Наиболее интересными сооружениями, построенными в этом стиле, являются церковь Темппелиаукио ("Церковь в скале") в Хельсинки, городской театр в Лахти, городская библиотека и культурный центр в Тампере, культурный центр в Эспоо. Из финских архитекторов современного периода заслуживают упоминания Тимо Пенттиля, Пекка Питкянен, Ола Лайхо, Илпо Каунио, Осмо Лаппо, Кейо Петяя, Тимо Вормала и ряд других.
В Финляндии регулярно проводятся семинары и симпозиумы по вопросам архитектуры. Главным из них является международный симпозиум им.А.Аалто, который устраивается раз в три года в г.Ювяскюля. Ежегодно присуждается несколько премий в области архитектуры. Наиболее почетными из них являются Государственная премия и премия "Сафа" Союза архитекторов Финляндии.
Многим финским архитекторам присуждались международные премии. В настоящее время финское проектирование за рубежом становится все более частым явлением.