Открой для себя Финляндию! Открой для себя Финляндию!  
главная финляндия вкратце история экономика культура финны города и регионы
 
  Гостевая / Контакты  
   
 
Вы когда-нибудь были в Финляндии?
Вы смотрели чемпионат мира по футболу в Германии?
Где Вы обычно отдыхаете летом?
Что не хватаем на этом сайте?
Сколькими иностранными языками Вы владеете?
Экономика
 
 
 

<<назад | далее>> 

Политические отношения . Территория нынешней Финляндии в течение многих столетий была ареной столкновений между русскими и шведами. В ходе войны 1808-1809 гг. русские войска заняли Финляндию, и по Фридрихсгамскому мирному договору она вошла в состав Российской Империи в качестве Великого княжества.

Финляндии была предоставлена достаточно широкая автономия. Постепенно она получила собственный парламент, валюту, таможенную границу с Россией. Финский язык, наряду с русским и шведским, впервые приобрел статус официального, что в значительной мере способствовало ускоренному формированию финской нации.

6 декабря 1917 г., после революции в России, финский парламент принял Декларацию о государственной независимости Финляндии. 31 декабря 1917 г. был подписан Декрет российского Совнаркома о признании государственной независимости Финляндской Республики.

Отношения с независимой Финляндией складывались сложно. В январе 1918 г. советское правительство признало созданное в результате рабочей революции в Финляндии правительство «красных», заключило с ним соглашение, оказывало помощь восставшим оружием, что было воспринято противниками революции как грубое вмешательство во внутренние дела страны и попытка отобрать только что полученную независимость. Восстание потерпело поражение, а 1918-20 гг. стали периодом необъявленной войны, когда финские «добровольцы» совершили ряд рейдов на территорию Советской России с целью «освободить» населенные финнами и карелами прилегающие районы и изменить в свою пользу линию границы, пользуясь слабостью новой власти в нашей стране.

Согласно заключенному в 1920 г. Тартускому (Юрьевскому) мирному договору, РСФСР признавала Финляндию в границах бывшего Великого княжества. В результате в ее составе оказались как территории, входившие до 1809 г. в Российскую Империю (т.н. старая Финляндия, отошедшая к России от Швеции по мирным договорам 1721 и 1743 гг. и присоединенная к Великому княжеству лишь в 1811 г., в т.ч. г.Выборг и Карельский перешеек), так и районы, никогда ранее Финляндии не принадлежавшие (область Печенга с полуостровом Рыбачий в Баренцевом море и несколько островов близ главного фарватера Финского залива). Граница прошла в 30 км от Петрограда. В конце 30-х годов, когда появилась реальная угроза агрессии фашистской Германии через финскую территорию, Советский Союз неоднократно предпринимал неудачные попытки путем переговоров с Финляндией изменить эту ситуацию (обсуждались в т.ч. варианты обмена территорий с целью отодвинуть границу от Ленинграда).

Атмосфера взаимного недоверия и враждебности спровоцировала советско-финскую войну 1939-1940 гг. (в Финляндии принято называть ее "зимней войной"). По Московскому мирному договору, заключенному 12 марта 1940 г., к СССР отходили весь Карельский перешеек, Выборг и западное побережье Выборгского залива, территории к западу и северу от Ладожского озера, группа островов в Финском заливе и часть полуостровов Рыбачий и Средний в Баренцевом море. С этих территорий в Финляндию было переселено около 400 тысяч человек. Было также заключено Соглашение о демилитаризации Аландских островов.

Во Второй мировой войне Финляндия воевала на стороне фашистской Германии.

По Соглашению о перемирии от 19 сентября 1944 г. восстанавливалась граница 1940 г., к СССР также перешел район Печенги. Общая площадь отошедших к СССР территорий по итогам войн 1939-40 и 1941-44 гг. составила 42934 кв.км.

В многостороннем Парижском мирном договоре с Финляндией 1947 г. была закреплена нынешняя российско-финляндская граница, подтвержден демилитаризованный статус Аландских островов.

В 1948 г. Советский Союз и Финляндия заключили Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который действовал до 1991 г. Советско-финляндские отношения в послевоенный период характеризовались интенсивным политическим диалогом и высоким уровнем товарооборота.

30 декабря 1991 г. Финляндия одной из первых западных стран признала Россию в качестве государства-продолжателя СССР.

Финляндия последовательно проводит линию на развитие добрососедства с Россией, поддержку российского курса демократических реформ и создания социально ориентированной рыночной экономики, содействие углубленному вовлечению России в европейские интеграционные процессы.

Российско-финляндский политический диалог носит весьма насыщенный характер. В 1992-99 гг. состоялось пять встреч президентов Б.Н.Ельцина и М.Ахтисаари. Президент Финляндии Т.Халонен один из своих первых официальных зарубежных визитов нанесла в Россию в июне 2000 г. В сентябре 2001 г. Финляндию с государственным визитом посетил президент Российской Федерации В.В.Путин. Главы государств неоднократно встречались и после этого; последняя встреча В.В.Путина с Т.Халонен состоялась в Санкт-Петербурге в мае 2003 г.

Главы правительств России и Финляндии встречаются два-три раза в год. Последняя встреча премьер-министров прошла в Финляндии в ноябре 2003 г.

Российско-финские отношения строятся на солидной договорно-правовой основе. В настоящее время между странами действует более 80 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений, регламентирующих практически все сферы двустороннего взаимодействия. Важнейшие из них - Договор 1992 г. об основах отношений и Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве.

В Финляндии периодически активизируется дискуссия о возврате т.н. утраченных по итогам Второй мировой войны территорий. Позиция государственного руководства страны остается при этом неизменной: Финляндия не имеет к кому бы то ни было территориальных претензий. Вместе с тем финны не исключают возможности обсуждения вопроса об "утраченных территориях", если Россия проявит готовность к переговорам.

Торгово-экономическое сотрудничество – важнейшая составляющая партнерства Россия-Финляндия. Основополагающей правовой базой экономических отношений является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Россия-ЕС (СПС), подписанное 24 июня 1994 г. Продолжает действовать двустороннее межправительственное Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве, подписанное 20 января 1992 г, в соответствии с которым функционирует Межправительственная российско-финляндская комиссия по экономическому сотрудничеству, седьмая сессия которой состоялась в сентябре 2003 г. в Хельсинки. Оптимальным форматом взаимоотношений Россия-Финляндия в экономике на всю обозримую перспективу видится зрелое договорное партнерство через продвижение к созданию с ЕС единого экономического пространства.

По итогам 2002 г. Россия занимает 3-е место среди торговых партнеров Финляндии (после Германии и Швеции). В 2002 г. объем двусторонней торговли продолжал расти, составив около 6,7 млрд. евро (в 2001 г. – 6,2 млрд.евро). Финский экспорт в Россию за 2002 г. вырос на 11%, составив 3,1 млрд. евро, а импорт Финляндии из России – на 5%, достигнув 3,6 млрд. евро. В результате происходило сокращение положительного для России торгового сальдо: в 2001 г. оно составило около 470 млн.евро по сравнению с 600 млн. евро в 2001 г. и почти 1,3 млрд.евро в 2000 г. По итогам 2002 г. Россия занимает третье место в финском импорте и пятое – в экспорте.

На фоне заметного ухудшения конъюнктуры на рынках Запада вследствие затяжного хозяйственного спада рост российского импорта из Финляндии оказывает стабилизирующий эффект на ее экономику. В основе этого роста лежит определенное улучшение экономической ситуации в России, повышение доходов населения и рост потребительского спроса.

Отмеченная динамика развития двусторонней торговли зависит от особенностей ее структуры. Основную часть российского экспорта в Финляндию составляет невозобновляемое сырье и энергоносители – более 80%. На машины и оборудование приходится немногим более 2%, на готовые изделия – около 10%. В российском импорте из Финляндии свыше трети составляют машины и оборудование, столько же - готовые изделия, примерно по 10% - продукты питания и химические товары. По подсчетам финских экспертов, российский экспорт отличается большей концентрацией: на 20 основных товаров (все они энерго-сырьевые, уровень цен на такую продукцию весьма чувствителен к колебаниям спроса мировой экономики) приходится свыше 80% его стоимости, импорт же из Финляндии – более диверсифицированный: на 20 основных товаров (высокообработанная продукция электронной, электротехнической, химической и лесобумажной промышленности) приходится только около 20% его стоимости. Возможности количественного роста объемов российского экспорта при существующей его структуре в значительной мере исчерпаны: доля российских сырьевых товаров составляет от потребляемых в Финляндии газа -100 %, нефти – 50%, угля – 35%, леса – 20%, электроэнергии – 10%, и в перспективе значительного роста спроса ни по одной из этих позиций не ожидается, при дальнейшем росте реального курса рубля рост импорта из Финляндии, особенно потребительского, практически ничто не ограничивает.

Движение товаров преобладает над движением капиталов. На конец 2002 г. финские накопленные прямые инвестиции в России составили ок. 400 млн.евро (около 0,8% зарубежных прямых капиталовложений Финляндии). Однако говорить о наращивании инвестиционной активности финнами преждевременно, реализуются одиночные инвестиционные проекты. Российские прямые инвестиции в Финляндии – примерно 300 млн. евро (1% зарубежных прямых инвестиций в Финляндии). По их объему Россия занимает 9 место среди зарубежных инвесторов.

На финские прямые инвестиции приходится только 1,6% объема накопленных прямых иностранных инвестиций в экономике России, это 12 место в рейтинге инвесторов. Тем не менее, финны инвестируют в Россию в относительных показателях не меньше, чем в среднем страны ЕС. Финские прямые капиталовложения более заметны в сопредельных регионах. Так, в Санкт-Петербурге Финляндия делит второе место с США (12%) по объему прямых инвестиций в экономику города.

Ведущими являются прямые вложения в лесобумажную промышленность – свыше 20% от их общего объема («Стура Энсо», «УПМ-Кюммене», «Альстрем»). Финны ограничиваются небольшими и более быстро окупающимися вложениями в лесозаготовку, производство фанеры для последующего вывоза, картонажной продукции для внутреннего российского рынка. «Стура Энсо» и «УПМ-Кюммене» намерены построить несколько лесопильных предприятий на Северо-западе России.

Выделяется более высокая, чем в среднем по финским зарубежным капиталовложениям, доля инвестиций в нефтеперерабатывающую – свыше 14% (концерн «Фортум» - инвестиции в «СеверТЭК») и пищевую промышленность – 11% (концерны «Хартвалл», «Фацер», «Марли»). В структуре инвестиций следует отметить также торговлю – 16% (концерн «Стокманн»), связь – почти 10% (концерн «Сонера»), строительство – 7% (например, «Сканска», «Оннинен»). Финские инвестиции в металлообработку составляют лишь около 7% их общего объема. В целом в Финляндии распространено мнение, что риски в России, связанные с нестабильностью законодательной базы, таможенно-транспортными проблемами, коррупцией, преступностью и т.п., слишком велики для масштабного инвестирования в российскую экономику.

Оборот российских компаний, действующих в Финляндии, составил в конце 2001 г. 923 млн.евро (0,8% оборота всех иностранных предприятий), увеличившись почти в 2 раза, по сравнению с предыдущим годом. На таких предприятиях было занято 6,3 тыс. человек (2% всех занятых на иностранных предприятиях). Наиболее крупными компаниями с участием российского капитала являются бывшие советско-финляндские совместные предприятия «Тебойл» и «Суомен Петрооли» (производство и торговля нефтепродуктами), а также созданные уже в новых условиях «Газум» (поставки газа из России) и «Ингонорд» (страхование).

В банковской сфере Финляндии на сегодняшний день нет ни одного филиала российского банка, и создать свой филиал в Финляндии российскому банку пока практически невозможно. В начале 2002 г. Министерство финансов Финляндии отказало российскому «Международному банку Санкт-Петербурга» в разрешении на открытие филиала в Финляндии. В качестве обоснования такого решения финны указывают на несоответствие российских банков установленным в Финляндии и ЕС критериям, в частности неэффективность банковского надзора, отсутствие взаимодействия с органами банковского надзора Финляндии, несоблюдение международных стандартов платежеспособности и бухгалтерской отчетности, отсутствие системы страхования банковских вкладов.

Работа над новым Соглашением о взаимном поощрении и защите капиталовложений идет по линии Минэкономразвития России в тесной увязке с подготовкой к вступлению России в ВТО. Проект соглашения парафирован 21 марта 2002 г. в Хельсинки. Затяжки с подписанием соглашения о защите капиталовложений зачастую трактуются в Финляндии, как свидетельство-де нежелания некоторых предпринимательских кругов в России менять ситуацию в пользу иностранных вкладчиков.

В апреле 2002 г. финский фонд специального финансирования «Финнвера» повысил страновой рейтинг России с шестого места до пятого – «посредственная платежеспособность», что означает относительное снижение цены гарантии по экспортным кредитам. В последнее время отмечается, что финансирование экспортных сделок становится чаще предметом прямых переговоров между компаниями и банками. В этих условиях госгарантии, при необходимости, рассматриваются лишь как дополнение к нормальному коммерческому финансированию экономически «здоровых» проектов.

Общий долг России перед Финляндией по состоянию на 1 января 2003 г. – около 510 млн.долл. Соглашение об урегулировании обязательств Российской Федерации по внешнему долгу бывшего СССР с финнами подписано в сентябре 2000 г. В ноябре 2000 г. заключено Соглашение о частичной конверсии задолженности на сумму 32 млн.долл. путем поставок из России научно-технического оборудования в 2001-2003 гг. В апреле 2003 г. подписано очередное соглашение о частичной конверсии российской задолженности перед Финляндией на сумму 25 млн. долл. поставками высокотехнологичных товаров и услуг (15 млн. долл.) и военно-технического оборудования (10 млн. долл.).

Продолжается проработка идеи т.н. экологической конверсии российского долга Финляндии на сумму до 50 млн.долл. Предполагается, что российский покупатель будет приобретать у финского поставщика оборудование или технологии для реализации природоохранного проекта на территории России и получать от государства компенсацию расходов (полностью или частично). По завершении проекта госдолг России перед Финляндией сокращается на соответствующую сумму. Стороны обменялись проектами соответствующего соглашения, однако позиции сторон пока сильно расходятся.

С начала 2003 г. вступило в силу межправительственное Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокол к нему, согласно которому предоставляется льготный безналоговый 18-месячный период для строительства производственных объектов, для всех других – 12 месяцев. Недовольство финских строительных компаний новым соглашением, в результате которого их издержки в России возрастают, привело к пересмотру ими условий заключенных ранее контрактов.

Приоритетными направлениями российско-финляндского торгово-экономического взаимодействия являются энергетика и лесной сектор. Сотрудничество в области энергетики развивается по четырем направлениям: поставки из России в Финляндию нефти, газа, электроэнергии, а также взаимодействие в области атомной энергетики. Около 15% потребностей Финляндии в электроэнергии удовлетворяется за счет импорта, причем примерно половина поступает из России. В 2002 г. было поставлено ок. 7,5 млрд.квт/ч. Поставки осуществляются РАО «ЕЭС России» В соответствии с контракт «Технопромэкспорта» (генеральный подрядчик и заказчик импортной части строительства «Северо-Западной ТЭЦ»), сооружение этого объекта по валютной части, начиная с 1993 г., осуществляется за счет валютной выручки от экспорта электроэнергии в Финляндию в годовом объеме 2,5 млрд.квт/ч до 2007 г.

Сотрудничество в области использования атомной энергии в мирных целях осуществлялось до последнего времени на основе межправительственного соглашения от 14 мая 1969 г, срок действия котрого закончился в 2003 г. Происходит обмен информацией, осуществляются совместные проекты по обеспечению безопасности на российских АЭС, в том числе в рамках двустороннего сотрудничества в сопредельных регионах.

Российская компания «Атомстройэкспорт» принимала участие в тендере на строительство пятой АЭС в Финляндии с современным проектом реактора типа ВВЭР-1000, который по своим характеристикам близок к западным атомным реакторам. В Ловиисе успешно работают два реактора советского производства ВВЭР-440. Наши конкуренты (франко-германский «Фраматом» и американский «Дженерал электрик»), впрочем, предлагают финнам и более мощные реакторы – в 1,4 - 1,5 ГВт.

Концерн «Фортум» прорабатывает возможность реконструкции нефтеперабатывающего завода в г.Порвоо с тем, чтобы увеличить его мощности по переработке российской нефти. В случае принятия положительного решения возможно новое обращение к России с предложением о прокладке нефтепровода Приморск-Порвоо. В настоящее время «Фортум» имеет два нефтеперерабатывающих завода в г.Наантали (сооружен в 1957 г., мощность – 2,5 млн.т сырой нефти в год, на 90% используется российская нефть) и в г.Порвоо (сооружен в 1966 г., реконструирован в 1989 г., мощность – 8,5 млн.т., примерно на 50% используется российская нефть).

Россия продолжает оставаться монопольным поставщиком природного газа в Финляндию. В 2002 г. было поставлено 4,3 млрд.куб.м газа. Поставки осуществляются по долгосрочному контракту на 1994-2014 гг. с увеличением поставок до 7,7 млрд.куб.м в 2014 г.

Концерн «Фортум» рассматривает возможность своего участия в финансировании проекта строительства Североевропейского газопровода, который пройдет от Ленинградской области в Западную Европу с веткой на Швецию по дну Балтийского моря (ТЭО проекта выполнила фирма «Норд Трансгаз» - совместное предприятие «Фортума» и «Газпрома»). Стоимость проекта составит 5,7 млрд.долл., в том числе его морской части – 2,4 млрд.долл. Мощность трубопровода составит от 19,7 млрд.куб.м до 30 млрд.куб.м газа в год. Проект планируется начать в 2005 г., завершить строительство в 2007-2008 г.

Финляндия играет существенную роль в российской внешней торговле лесобумажной продукцией: на нее приходится более 9% экспорта и свыше 11% импорта. Это заметно больше, чем доля Финляндии во внешней торговле России в целом (3% в экспорте и чуть более 2% в импорте).

Лесной экспорт России в Финляндию отличается существенно более высокой, по сравнению с другими странами, долей необработанного сырья - около 80% нашего экспорта приходится на круглый лес (при том, что в общем российском экспорте лесобумажной продукции он занимает лишь 39%). На Финляндию приходится почти 30% российского вывоза круглого леса. Из более обработанной продукции вывозятся пиломатериалы (4% объема нашего лесного экспорта в Финляндию), фанера (4%) и картон (около 7%). В общем же экспорте лесобумажной продукции России эти товарные группы составляют соответственно 17%, 6% и 22%. Практически не вывозится в Финляндию товарная целлюлоза, которая является важной статьей общего российского экспорта (12%).

В импорте из Финляндии основное место – свыше 80% - занимает продукция высокой степени обработки – бумага, картон и изделия из них. Эта доля заметно больше, чем доля подобных товаров в общем российском импорте лесобумажной продукции (68%).

На экспорте единицы физического объема круглых лесоматериалов в Финляндию Россия зарабатывает в среднем около 29 долларов, а импорт единицы финской бумаги, картона и изделий из них обходится нам уже в 547 долл. Такая невыгодная для России структура двусторонней торговли сохраняется на протяжении длительного времени, причем объем импорта необработанной древесины из России за последние десять лет удвоился.

Финляндия импортировала в 2002 г. из России более 12 млн.куб.м. лесного сырья, что составило более 80% всего импорта. Российская древесина имеет стратегическое значение для финской лесобумажной промышленности, обеспечивая половину ее потребностей в балансах лиственных пород, а также 8% - в балансах хвойных пород и 7% - пиловочника. В структуре импорта около 65% приходится на березовые балансы, около 15% - хвойные балансы, около 20% - пиловочник, из которого более половины составляют хвойные породы, остальное – щепа, шпон, фанерный кряж.

Финские лесобумажные концерны самостоятельно заготавливают около 5% объема импортируемой из России древесины, 47% - заготавливают российские компании, осуществляющие прямые поставки, 48% импорта - приходится на посреднические структуры. Более половины перевозок древесины осуществляется железнодорожным транспортом, 14% - водным путем, более 30% - автомобильным транспортом. Лес поставляется из Республик Карелия и Коми, Вологодской, Ленинградской, Кировской, Новгородской, Архангельской и ряда других областей.

Крупнейшими потребителями российской древесины в Финляндии являются концерны «УПМ-Кюммене», импорт которого вырастет в ближайшие годы с 3,5 млн.куб.м до 5 млн.куб.м, «Стура Энсо» - с нынешних 6 до 7 млн.куб.м, «Метсялиитто» - с 1,7 до 2,5 млн.куб.м.

Монополисты финского лесного сектора - концерны «Стура Энсо», «УПМ-Кюммене» и «Метсялиитто» проводят скоординированную линию на импорт российской древесины по заниженным (на 20-30% ниже внутрифинляндских) ценам.

Информация о возможном введении Россией экспортных пошлин на необработанную древесину (в размере до 20%) с целью сделать невыгодным вывоз из страны необработанного леса, вызвала в Финляндии отрицательную реакцию. Финские лесопромышленники заявляют, что не станут платить эти пошлины, а все дополнительные издержки лягут на плечи российских поставщиков, которые будут вынуждены их оплачивать из своей прибыли. Финны озабочены также проблемами с ограничениями на максимальный вес лесовозов в России и нехваткой специальных железнодорожных вагонов.

На территории России финны являются совладельцами нескольких предприятий: «Стура Энсо» - лесозаготовительной компании «Ладенсо» в Питкяранта, фабрики по производству картонной упаковки в Балабаново (Калужской обл.), «УПМ-Кюммене» владеет фанерной фабрикой в Чудово (Новгородская обл.), «Альстрем» имеет фабрику по производству специальных картонных изделий в Санкт-Петербурге и фабрику по производству пергамента в Кондрово (Калужская обл.). «УПМ-Кюммене» планирует строительство новой лесопилки в районе г.Песов (Новгородская обл.) в форме совместного предприятия с ЗАО «Новгородлеспром». Стоимость проекта 30 млн.евро, предприятие будет производить 200 тыс.куб.м еловых пиломатериалов в год. «Стура Энсо» начал строительство еще одного предприятия по производству картонной упаковки в Арзамасе (стоимость проекта 33 млн.евро).

В марте 2002 г. в Москве под председательством глав правительств М.М.Касьянова и П.Липпонена состоялся т.н. «лесной форум», на котором были приняты рекомендации о развитии сотрудничества по трем направлениям: развитие устойчивого лесного хозяйства в России, двусторонняя торговля лесом, инвестиции в российский лесной комплекс. Для их реализации создана рабочая группа, вошедшая в состав двусторонней Межправкомиссии, а также рапортующая непосредственно главам правительств.

В 1996 г. лесные ведомства России и Финляндии разработали программу развития устойчивого лесного хозяйства и сохранения биоразнообразия на Северо-Западе России, рассчитанную до 2000 года. За четыре года в ее рамках шла работа по 29 проектам, включая разработку лесной сертификации на Северо-Западе России, картографирование Республики Карелия, создание международного лесного центра в Санкт-Петербурге. Второй этап российско-финляндской Программы сотрудничества по лесному хозяйству рассчитан на период с 2001 по 2004 г. Соответствующее соглашение было подписано МПР России, Министерством сельского и лесного хозяйства Финляндии и Министерством охраны окружающей среды Финляндии.

Активно ведется сотрудничество по линии таможенных ведомств. Действует Рабочая группа по координации деятельности таможенных органов по пресечению таможенных правонарушений.

Начата реализация совместного проекта таможенных ведомств России, Финляндии и Швеции «зеленый коридор» (максимальное упрощение российских таможенных формальностей «законопослушным» фирмам). Впервые в октябре 2002. была проведена трехсторонняя российско-финско-эстонская операция «Аврора», направленная на борьбу с таможенными правонарушениями в области контейнерных перевозок. Выявлен крупномасштабный канал контрабандного ввоза в морских контейнерах грузов, облагаемых высокими налогами (электроника, компьютеры и т.п.). По итогам операции было возбуждено несколько уголовных и административных дел.

В ноябре 2002 г. проведена совместная российско-финская операция «Торнадо-2» по борьбе с таможенными правонарушениями в области автомобильных грузовых перевозок.

В 2002 г. открыты для международного движения два пункта пересечения границы «Светогорск»-«Иматра» (пропускная способность 2700 автомобилей в сутки) и «Салла» (пропускная способность 600 автомобилей в сутки). Начинается реконструкция КПП «Суоперя» - «Куусамо», после чего процесс обустройства российско-финской границы будет в целом завершен (решений о строительстве новых или реконструкции старых пунктов на данный момент не принято). Во всех случаях задействованы средства программы Евросоюза «ТАСИС». Помимо этого финнами принято решение о расширении пункта пропуска «Нуйямаа», расположенного напротив «Сайменского».

В 2002 гг. основную роль в транспортных перевозках между Россией и Финляндией продолжал играть автомобильный транспорт.

Главными пунктами пересечения продолжают оставаться КПП «Сайменский» - «Нуйямаа» и «Торфяновка»-«Ваалимаа» - до 1350 пересечений в сутки (в 2000 г. – 1100, в 2001 – до 1320). Основное количество грузов было перевезено в 2002 г. через КПП «Нуйямаа», где рост составил 9% (в тонно-исчислении – 15%, транзитного груза – 43%) по сравнению с предыдущим годом. За тот же период на «Ваалимаа» поток грузовиков увеличился на 8% (в тоннах увеличение на 9,4%). В наиболее сложные периоды автомашины принудительно направлялись на «Ваалимаа». В целом количество грузовиков на восточном направлении увеличилось на 5%.

По данным финской таможни, в 2002 г. доля пересечений границы финскими грузовиками составила 35%, российскими – 61% и третьих стран – 4%. По сравнению с 2001 г. доля финских перевозчиков снизилась на 6%, перевозчиков из третьих стран – на 1%, а российских – возросла на 7%. Дисбаланс объясняется тем, что финны используют преимущественно тяжелогрузные автопоезда, в основном для приграничных перевозок лесоматериалов (на расстояния от 50 до 150 км). Финны могут без спецразрешения использовать грузовики весом до 44 т с нагрузкой на ведущую ось до 10 т, и тяжелые лесовозы весом до 55 т по местным дорогам в Карелии, Мурманской и Ленинградской областях.

В течение двух лет отмечается тенденция к росту пассажирских автоперевозок (в среднем на 16%). По данным Восточного таможенного управления, в 2002 г. всего границу пересекло ок. 6 млн. человек. Основная часть пассажиров направлялась в/из Финляндию на автобусах.

В 2002 году помимо десяти ранее существовавших регулярных автобусных пассажирских линий между Россией и Финляндией открылся новый маршрут Йоенсуу – Выборг.

За 2001-2002 г. с границы не было возвращено ни одного транспортного средства, чей радиационный фон превышал бы допустимую норму. Для сравнения: в 1997 г. таких возвратов было 23, в 2000 г. – 3. Финский Центр по надзору за радиационной безопасностью усилил контроль на всех действующих КПП.

Отмечается устойчивая тенденция к росту объемов железнодорожных перевозок . Основную номенклатуру перевозимых грузов по-прежнему составляло сырье для деревообрабатывающей, бумажной и химической промышленности. В прямом сообщении из Финляндии в Россию было перевезено 573 тыс. т грузов (в 2001 г. – 605 тыс. т), из России в Финляндию – 12 059 тыс. т (12 019 тыс. т). Транзитные перевозки в обоих направлениях составили 3 461 тыс. т (4 009 тыс. т). Количество пассажиров железнодорожного транспорта увеличилось незначительно.

Перевозки по Сайменскому каналу составили в 2002 г. 2,11 млн. т. В основном использовались суда под российским (49%, в 2001 г. – 50%), нидерландским (16% - 16,6%) и финским (5,6% - 5,2%) флагами. Пассажирское движение по каналу после введения российской стороной виз для посещения г.Выборга сократилось с 86 296 до 26 311 человек. Количество частных яхт и катеров, прошедших по каналу, осталось на уровне прежнего года – 2 370 шт. В 2003 году, по прогнозам Министерства транспорта и связи Финляндии, пассажирские перевозки должны составить ок. 50 т. человек, грузовые – до 2,2 млн. т.

Общий объем авиаперевозок пассажиров «Аэрофлотом» и «Финнэйр» между Москвой и Хельсинки сократился по сравнению с 2001 г. на 1,2% Всего в обоих направлениях перевезено 98 тыс. пассажиров, из них «Аэрофлотом» - 37 тыс., «Финнэйром» - 61 тыс. Суммарно обеими авиакомпаниями в течение года задействовано менее 40,7% от предложенного количества кресел (в 2001 г. – 42%). В марте 2002 г. Государственной службой гражданской авиации Минтранса России принято решение об уравнивании частот между назначенными перевозчиками в соотношении 7:7 вместо 9:7 в пользу финнов, что привело к росту доходов российской авиакомпании в 1,5 раза.

Пассажирские перевозки между Санкт-Петербургом и Хельсинки составили ок. 64 тыс. человек, при этом процент занятости кресел на российских самолетах составил 44, финских – 63. Авиакомпанией «Северсталь» было осуществлено 148 рейсов, перевезено 2500 пассажиров (в 2001 г. – 2600), Процент занятости кресел составил 43. Между «Финнайром» и «Северсталью» ведутся переговоры о возможном открытии двустороннего сообщения между Санкт-Петербургом и Турку.

В течение 2002 г. осуществлено 42 чартерных рейса (в 2001 г. – 37) российских авиаперевозчиков в Рованиеми, Хельсинки, Оулу, Киттиля и Каяани, которыми перевезено более 4 тыс. пассажиров.

Перспективы развития сотрудничества в области транспорта связаны в т.ч. с развитием транзита по транспортным коридорам Хельсинки-Санкт-Петербург-Москва (коридор №9 трансъевропейской транспортной сети) и далее Трансибу, «Северной дороге» - проект «Белкомур» Пермь-Коми-Архангельск-Оулу (с возможностью в перспективе выхода на норвежский порт Нарвик), а также «Север-Юг» - Санкт-Петербург-Астрахань-Иран-Индия.

Финны активно участвуют в программах ЕС, ориентированных на Россию (ТАСИС и ИНТЕРРЕГ), на постоянной основе выделяют бюджетные средства для развития сопредельного сотрудничества. Его правовая основа – Межправительственное Соглашение 1992 г. о сотрудничестве в Мурманской области, Республике Карелия, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В соответствии с ним действует Межправительственная группа, координируемая МИДами (последнее заседание состоялось в марте 2003 г. в Хельсинки). Реализуется свыше 200 совместных проектов, в т.ч. в таких областях, как природоохранная деятельность, включая повышение безопасности АЭС, телекоммуникации, транспорт, сельское и лесное хозяйство, обучение новым формам экономической жизни.

<<назад | далее>>

 
 
Хотите обменяться со мной ссылками или баннерами - пишите
Rambler's Top100  
дизайн и разработка: Андрей Захаров & Виталий Заря
 
Сайт создан в системе uCoz